Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 7 г. Шебекино Белгородской области»

Белгородская область, Шебекинский, г.Шебекино, ул. 50 лет Октября, д. 5,

Телефон

8(47248)4-15-60

Эл. почта madou-7@mail.ru

"Лучшая проектная идея-2017"
Независимая оценка качества образования

Всероссийская семейная акции «Сохрани жизнь! Сбавь скорость»


Конспект " Путешествие в прошлое счетных устройств" Власенко Т.А.

16 июня 2019 г.
Конспект занятия Путешествие в прошлое счетных устройств Цель: познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность. Словарная работа: счёты, счётное устройство, древние люди, узелковые счёты, счёты абак, калькулятор, компьютер, ноутбук. Обогащение словаря словами признаками: персональный, переносной, плоский, современный, новый, удобный. Предварительная работа: рассматривание счёт на косточках, калькулятора; работа на них. Оборудование: узелковые счёты, калькулятор, компьютер, счёты, картинки, карточки для составления задач Мотивационно-ориентировочный этап Релаксация «Колокольчик звенит» Помощник воспитателя, сидя за столом, производит вычисления на калькуляторе. - Чем Вы занимаетесь? Что делаете? (считаю) - Мальчики и девочки, а на чем считает она? (считает на калькуляторе) -Что это за предмет такой? (это счетное устройство) - Для чего он нужен? (калькулятор нужен для облегчения счета) - А на чем и как считали люди раньше, вы знаете? Хотите узнать? - Знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в прошлое счетного устройства. Практический этап 1. Рассказ воспитателя об истории возникновения счетных устройств. - Присаживайтесь поудобнее и слушайте. Счетные устройства использовались людьми ещё в древности для выполнения денежных расчетов (сегодня они используются во всех сферах человеческой деятельности) История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем – то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. Пальцы и были самым первым счетным устройством. Когда для счета перестало хватать пальцев на руках и ногах, люди стали использовать каменные палочки, узелки - Как вы думаете, что могли считать древние люди на пальцах? (Древние люди считали : сколько белок поймали, звёзды на небе. Могли посчитать сколько рыбы поймали). - Правильно ребята. Но мы с вами на пальцах считать не будем, мы с пальчиками поиграем. Пальчиковая гимнастика «Утята» Сели удобно, спинки ровные. Приготовили руки, пальцы сжали в кулачки. Встали как-то утром в ряд 10 маленьких утят. Посчитались. Удивились. На две группы разделились. Пёрышки почистили, головкой покивали. Червячка склевали, к речке побежали. Хорошо поиграли с пальчиками. - На пальцах люди считали в древности. Это были первые счеты. Можно еще для счета использовать различный природный материал: камешки, кости и т. д. Затем быт человека развивался, стал усовершенствоваться счетный материал. Использовались узелки на веревке, и назывались они «узелковые счеты». Посмотрите, как они выглядят? Это веревочка, на которой завязаны узелки. А сейчас попробуйте решить задачу с помощью узелковых счет. Задача: Три пушистых кошечки Улеглись в лукошечке Тут одна к ним прибежала Сколько вместе кошек стало? Дети отвечают и показывают. -Попробуйте ребята завязать столько узелков, какой сегодня день недели по порядку. -Ребята, какой сегодня день недели? (понедельник) -Какой он по порядку? -Значит, сколько узелков нужно завязать? -Молодцы, правильно завязали. Умеете пользоваться «узелковыми счетами». - Посмотрите, а это деревянная счетная доска. Знаете, как она называется? –Абак. Она разделена на полоски. На одной полоске считали единицы. На другой – десятки. А что выкладывали на доску, а потом пересчитывали? Оказывается, на доску выкладывали горох, бобы, фасоль, а потом их пересчитывали. Но выкладывать горошины было долго и неудобно. И около 5000 лет назад, человек придумал вот такие счеты. Это самое простое счетное устройство. Из чего состоят счеты? Что у них есть? Счеты состоят из нескольких рядов бусин или косточек нанизанных на проволоку. На одном ряду этих счёт откладывали единицы. На другом десятки, на третьем- сотни и т.д. - Скажите, а сейчас пользуются такими счетами? - А давайте попробуем. На счетах вы откладываете косточки и решаете задачу, используя цифры. -На озере плавало 9 уток, одна утка вышла на берег. Сколько уток осталось плавать на озере? Из чего состоит задача? Из каких частей? Физкультминутка. Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. -Чтобы считать большие цифры, человеку требовалось много времени. И поэтому он изобрел новое устройство. Давайте подойдем и рассмотрим его. -Эту счетную машину вы, наверное, знаете. – Как она называется? (Это калькулятор). - Что у него есть? ( кнопки с цифрами и знаками + - =) - У калькулятора есть кнопки с цифрами от 0 до 9 и знаками = - и + эти знаки вы знаете; а с : , х вас познакомят в школе. У калькулятора есть цифровое табло -Вы решали задачу про уток, а я проверю решение задачи с помощью калькулятора. 9-1=8. Очень быстро и точно. -Теперь назовите любое большое число. 10+20=30 - Работая на любом счетном устройстве нужно быть внимательным, не пропускать знаки и цифры, иначе результат получится неверным. Умная машина, дети? - А теперь посмотрим на эту картинку, как вы думаете, что это? ( Это компьютер). - Как называется эта модель? Это ноутбук. - Давайте повторим - НОУТБУК. Какой ноутбук? - Персональный, новый, переносной, удобный, красивый, дорогой, детский, взрослый. - Для чего придумали детский компьютер? ( Чтобы дети учились, развивались и умели пользоваться современными приборами.) - Правильно. Что можно делать с помощью компьютера? (С помощью компьютера можно играть в игры, смотреть кино, переписываться, искать информацию, учиться, работать). - Все верно. Это машина, которая может хранить и отыскивать огромное количество информации и быстро решать много задач. Компьютеры управляют самолетами, космическими кораблями, контролируют медицинское оборудование, поддерживают жизнь тяжелобольных людей. - Чем компьютер отличается от калькулятора? (На калькуляторе можно только считать, а на компьютере учиться, работать, играть). - Сегодня мы узнали, как изменились счетные устройства, отгадайте загадки о них 1. По десятку на листочке Сели умные кружочки. И считают громко вслух, Только слышно: стук да стук! (счеты) 3. Что за чудо – агрегат, Может делать все подряд – Петь, играть, читать, считать, Самым лучшим другом стать. (компьютер) 4. На столе стоит сундук, В сундуке окошко. Можно видеть чудеса, Если знать немножко (монитор) 5. На доске по строчечке Разместились кнопочки. Догадайтесь, мальчики Как здесь тыкать пальчиком? (клавиатура) 6. По ковру зверек бежит, То замрет, то закружит, Коврика не покидает, Что за зверь, кто угадает? (компьютерная мышь) 7. То – то радость, то – то смех, На бумаге без огрех, Из какой коробки лезет, Текст на удивленье всех? (принтер) Рефлексивно – оценочный этап Составить Цветик – семицветик.